На фоне постоянных разговоров об импортозамещении в авиации и рассуждений о том, на чем будут летать российские авиакомпании, основу авиапарка которых составляют самолеты производства «Боинга» и «Эйрбаса» (которые теперь не то что новые купить — и имеющиеся-то починить сложно) загадочно помалкивает ОАО РЖД. Вызывая закономерный вопрос: вот в гражданской авиации все… не очень весело, а на железных дорогах как?.. На чем ездим-то?..
Оказывается — все на железных дорогах в порядке. Потому что практически все локомотивы и вагоны, имеющиеся в ОАО РЖД — отечественного производства. Так что в импортозамещении железнодорожный гигант не нуждается. Кстати говоря, 60% электровозов, курсирующих на российских железных дорогах, сделаны на Дону — на легендарном Новочеркасском электровозостроительном заводе. Вот еще несколько фактов про НЭВЗ:
1. Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) производит грузовые и пассажирские локомотивы. Предприятие основано в 1932 году, и изначально здесь строили паровозы. В предвоенные годы и во время Великой отечественной войны (в эвакуации) на нём выпускали пушки, ремонтировали танки и даже строили самолёты. Сейчас предприятие входит в состав холдинга АО «Трансмашхолдинг» и занимает 60% российского рынка магистральных электровозов, а на электрифицированных железных дорогах СНГ и ближнего зарубежья 80% перевозок осуществляется машинами, произведенными на НЭВЗ.
2. За последние 5 лет на заводе выпустили более 2200 электровозов различных типов. Чтобы справляться с такими объёмами, с 2017 года на предприятии, как и во всём холдинге, проходит большая технологическая трансформация. Здесь создают цифровые копии заводов, строят единую IT-инфраструктуру, внедряют новые системы мониторинга и оцифровывают продукцию, к примеру на НЭВЗ делают конструкторскую документацию и модели локомотивов в 3D.
3. НЭВЗ — один из крупнейших работодателей Ростовской области, на предприятии трудится около 9 тысяч человек. Для сравнения: всего в Новочеркасске проживает 168 тысяч человек.
4. Производственный комплекс НЭВЗ охватывает весь процесс изготовления локомотивов. В состав заводского хозяйства входят цеха основного и вспомогательного производства, метрологический, вычислительный и учебный центры. Для испытания электровозов у предприятия есть обкатное кольцо 7,4км.
5. У завода есть собственное литейное производство. Оно нужно для того, чтобы делать заготовки и литые детали для электровозов. Температура расплавленного металла может достигает примерно 1500 градусов.