"Донское краеведение" - краеведческий портал Ростовской области

Краткая история ростовского трамвая

Трамвайная система Ростова-на-Дону — одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога, открытая в 1886 году (она была десятой в Российской империи) и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу. Бельгийцы проложили для конки рельсы с шириной колеи европейского стандарта — 1435 мм, в то время как во всех остальных российских городах трамвайная колея имеет размер 1524 мм. Поэтому колея ростовского трамвая была и остается уникальной для России, что наложило определенный отпечаток на развитие этого вида транспорта.

К 1900 году было открыто четыре линии конки:
Новое Поселение — Богатяновский Спуск
Сенной Базар — Смирновский Спуск
Городское депо — ул. Большая Садовая
Вокзал — Нахичевань (Нахичевань была соседним с Ростовом городом и в 1890 году была связана с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией).

К началу ХХ века конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто уже собственно трамвайное движение.

 

Первые улицы, на которых раздались трамвайные звонки — Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городе — Нахичевани, в результате появился первый в России междугородный электрический трамвай. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал.

Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник — в Ленгородке.

В 1920-е годы были открыты линии на Сельмаш, в Рабочий городок, в Красный Аксай, были объединены обе трамвайные системы.

Впоследствии было начато движение по новым линиям в посёлок Чкаловский, в Западный и Северный жилые массивы, и в итоге протяжённость путей превысила 110 километров.

С 1957 Ростов-на-Дону первым в стране приступил к эксплуатации чешских трамваев «Татра».

В 1990-е годы произошло очень большое сокращение сети ростовского трамвая. Сохранились только линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай, к счастью, не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два — в Ленгородке и в Нахичевани. Большое количество вагонов было уничтожено.

С 2006, согласно проекту генерального плана города на 2007—2025 годы, предполагалось преобразование к 2025 сети трамвая в метротрам (скоростной трамвай с подземными станциями в центре), однако до какой-либо практической реализации дело не дошло.

Тем не менее, в последнее десятилетие были реконструированы трамвайные пути на ул. Горького и ул. Станиславского, произошло серьезное обновление и пополнение транспортного состава.

Поделиться в соцсетях:

Яндекс.Метрика